Первые фотографы

247_1961

Похоже, что в 1816 году  физик и изобретатель француз Жозеф Нисефор Ньепс взялся за поиски способа фиксации изображения. Но настоящего успеха он достиг лишь через некоторое время. Экспериментируя с литографическим камнем, этот изобретатель открыл светочувствительные свойства сирийского асфальта. Однажды в половине 1820-х годов Ньепс вставил в камеру-обскуру свинцово-оловянную пластинку, покрытую тонким слоем асфальта, и поместил камеру напротив окна с видом на свой двор. После восьмичасовой экспозиции он получил нечеткое изображение дерева, старой риге и еще одного здания. Сейчас даже начинающий фотограф был бы разочарован таким качеством, но для Ньепса это стало настоящим достижением. Ведь он, очевидно, сделал первую в истории фотографию.

 

Чтобы и дальше проводить свои исследования, Ньепс в 1829 году начинает сотрудничество с состоятельным предпринимателем Луи Дагером. К сожалению, 1833 Жозеф Ньепс умирает, и Дагер продолжает его дело и добивается значительных успехов. Скажем, он додумался покрыть медную пластинку йодидом серебра, потому обнаружил, что в этого вещества значительно выше светочувствительность, чем у асфальта. Кроме того, совершенно случайно Дагер заметил, что под действием паров ртути на пластинке проявляется четкое изображение. Это также позволило значительно уменьшить время экспозиции. Поэтому Дагер открыл, что, когда обработать пластинку солевым поваренным раствором, изображение на ней со временем не темнеет. И теперь фотография была полностью готова завоевать мир.

samaya_popylyarnaya_sobaka_facebooka_readmas.ru_30

Мир знакомится с фотографией

В 1839 году Дагер представил общественности свое изобретение, названный в его же честь дагерротип. Реакция оказалась неожиданной. Ученый Гельмут Гернсхайм в книжке «История фотографии» пишет: «Не знаю, еще какое-то открытие пленяло человеческое воображение так сильно и покорило мир с такой неслыханной быстротой, как дагерротип». Один из присутствующих на официальной презентации дагерротипа позже написал: «Не прошло и часа, как армия желающих заняться дагеротипией захватила все оптические магазины Парижа. Однако удовлетворить их большим спросом было просто невозможно. Уже через несколько дней напротив каждой церкви или дворца на трех тоненьких ножках стояли темные ящики. Физики, химики и другие ученые часами полировали серебряные пластинки. А сами торговцы считали за честь жертвовать материальные средства на йод и ртуть, кладя, таким образом, свою долю на алтарь прогресса ». В парижской прессе это модное увлечение быстро получило название дагеротипомания.

 

Необычайные возможности дагеротипии побудили английского ученого Джона Гершеля написать: «Наверное, не будет преувеличением назвать это изобретение чем-то сверхъестественным». В то время дагерротипу даже приписывали магическую силу.

 

Но не все были в восторге от такого изобретения. Например, в 1856 году в Неаполе наложили официальный запрет на фотографирование, возможно, потому, что объектив камеры ассоциировали со злым глазом, которое может сглазить. Это изобретение также вызвал замешательство среди художников, опасались, что он заберет у них хлеб. Французский художник Поль Делароша, увидев дагерротип, воскликнул: «С сегодняшнего дня живопись мертва!» Один комментатор сказал: «Такая технически точная передача реальности избавит людей чувство прекрасного». Это суждение разделяли многие его современники. К тому же фотографию критиковали за строгое отражение действительности, развеивало романтическую иллюзию красоты и молодости.

 

Дагер и Талбот

Английский физик Уильям Генри Фокс Талбот был убежден, что именно он первым изобрел фотографию. Поэтому объявление об открытии Дагера очень удивило этого английского ученого. Во время своих опытов Талбот вставил в камеру-обскуру листок бумаги, пропитанный хлоридом серебра. Поэтому лист с изображением обложил воском и благодаря этому получил негатив. Затем Талбот наложил негатив на светочувствительную бумагу. И под действием солнечных лучей на листе проявилось позитивное изображение.

 

Фотографии, полученные методом Талбота, имели худшее качество и поэтому не сразу приобрели популярность. Однако вскоре и этот метод получил признание, поскольку позволял делать немало отпечатков с одного негатива. Кроме того, бумажные фотографии были значительно дешевле и удобнее, чем деликатные дагерротипы. Фотографический процесс Талбота и поныне широко используется по всему миру, в то время как дагерротипы отошли в прошлое.

 

Впрочем, Ньепс, Дагер и Талбот — не единственные, кого можно назвать родителями фотографии. После объявления 1839 об изобретении Дагера менее 24 человека из разных уголков мира заявили, что тоже изобрели способ фиксации изображения.

 

Фотография меняет мир

Услышав о первых фотографиях, реформатор Джекоб Август Рис сразу догадался, что это отличная возможность привлечь внимание общественности к бедности и страданий. С 1880 года он начал фотографировать жизни нью-йоркских трущоб в сумерках. Для этого Рису была необходима вспышка, он получал довольно опасным способом — сжигая магниевый порошок на сковороде. Дом, где работал Рис, дважды горел, и даже на фотографе  занялась одежда. Считают, что фотографии Рисе побудили президента Рузвельта начать ряд социальных реформ. А вот под влиянием фотографируемых пейзажей другого фотографа — Уильяма Генри Джексона — Конгресс США в 1872 году принял решение превратить Йеллоустон на первый в мире национальный парк.

Доступна всем

Еще в 1880-х годах фотография оставалась для многих недоступным занятием, поскольку фотографический процесс был дорогим и достаточно сложным. Но в 1888 году Джордж Истмен создал первый компактный фотоаппарат «Кодак», в который вставлялась катушка с гибкой пленкой. Благодаря этому перед миллионами фотолюбителей открылись неограниченные возможности.

 

После того как пленка заканчивалась, фотограф отсылал фотоаппарат на предприятие. Там пленку извлекали, проявляли и печатали фотографии. В фотоаппарат вставляли новую пленку, и все это отправляли фотографу. Такие услуги стоили достаточно недорого. Поэтому лозунг компании: «Вы жмете кнопку, а мы делаем остальное» — не было преувеличением.

 

Так родилась фотография для широкой общественности. Сегодня ежегодно в мире печатаются миллиарда фотографий, и это свидетельствует, что фотодело всегда будет иметь своих сторонников. Тем более теперь, когда появились цифровые фотоаппараты, в которых размер и качество снимка зависит от количества пикселей — минимальных элементов изображения. В таких фотоаппаратах на небольших картах памяти помещаются сотни фотографий. Высококачественные снимки можно печатать в домашних условиях, имея компьютер и фотопринтер. Поэтому, несомненно, пройдя долгий путь становления и развития, фотография открыла нам прекрасный способ восприятия действительности.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *